НИИ неврологии и педиатрии
ЧЕЛЯБИНСК Университетская набережная, 34 8 (351) 734-55-63 +7 919 344-53-04 detiindigo74@mail.ru
МАГНИТОГОРСКул. 50 лет Магнитки, 33А 8 (3519) 412-888 detiindigomgn@mail.ru

Консультация по Скайпу

НАШИ СОТРУДНИКИ
  • Килина Елена Вячеславовна
  • Малахова Светлана Ивановна
  • Зубкова Елена Витальевна
  • Антропович Ольга Григорьевна
  • Семенов Александр Александрович
  • Бикмулина Венера Ильгизовна
  • Матвеева Жанна Анатольевна
  • Близнюченко Ирина Анатольевна
  • Соломина Лариса Геннадьевна
  • Токарь Наталья Леонидовна
  • Гараев Сергей Рафаилович
  • Потемкина Ольга Дмитриевна
  • Мелехина Эльвира Халитовна
  • Чулина Екатерина Сергеевна
  • Доюн Елена Петровна
  • Бугаева Татьяна Викторовна
  • Бояршинова Ольга Станиславовна, массажист
  • Побединская Алёна Игоревна
  • Кочкина Екатерина Александровна
  • Дроганова Ольга Викторовна
  • Кардакова Анна Федоровна
  • Сошникова Светлана Васильевна
  • Антипина Яна Аркадьевна
  • Ведяшкина Мария Сергеевна
  • Караваева Наталья Анатольевна, управляющий
  • Харламов Илья Андреевич
  • Прокопёнок Ирина Сергеевна
  • Мшак-Манукян Лаура Норайровна
  • Очнева Светлана Юрьевна
  • Лоскутникова Наталья Викторовна
  • Морданева Ирина Владимировна
  • Каримова Юлия Ильдаровна
  • Чернышкова Анна Алексеевна
  • Танаев Михаил Владимирович
  • Трухина Надежда Васильевна
  • Стаканова Ксения Сергеевна
  • Пашнин Евгений Борисович
  • Шамардак Юлия Владимировна
  • Черкашова Вера Леонидовна
  • Забозлаева Ирина Валентиновна
  • Коротких Анна Олеговна
  • Кутубулатова Елена Владимировна
  • Патракова Анастасия Анатольевна
  • Колков Игорь Алексеевич
  • Туринцева Наталья Анатольевна
ЧЕЛЯБИНСК
Университетская набережная,34 8 (351) 734-55-63 +7 919 344-53-04
МАГНИТОГОРСК
ул. 50 лет Магнитки, 33А 8 (3519) 412-888
 
Анонс новостей
06.07.2018

06.07.2018

06.07.2018

27.04.2018
Праздничные дни не отразятся на графике работе центров "Дети Индиго"

19.02.2018
Теперь мамы могут не бояться эпидемии гриппа и дизентерии. Детский инфекционист НИИ «Дети Индиго» Мария Ведяшкина найдёт источник заболевания, назначит самые эффективные и безопасные методики лечения, расскажет о профилактических мерах, чтобы не допустить повторного заражения.

Мы в соцсетях:

Присоединяйтесь!

Что вызывает нарушения сна

Проблемы с укладыванием спать и пробуждением

Ответ зависит от индивидуального человека. К сожалению, похоже, что практически все дети с аутизмом без исключения страдают от нарушений в паттернах сна в те или иные периоды жизни. Проблемы со сном можно разделить на две основные группы: проблемы с укладыванием спать, когда ребенку трудно лечь спать в нужное время, и проблемы с пробуждением, когда ребенок часто просыпается посреди ночи. В этом разделе рассматриваются оба вида этих проблем.

Часто дети с аутизмом испытывают проблемы со сном и говорят о страхе заснуть. Проблема больше с укладыванием спать, чем с пробуждением. У некоторых детей есть проблемы и с тем, и с другим. Многие дети испытывают беспокойный сон в результате нескольких базовых причин.

Проблемы с пробуждением в некоторых случаях могут быть продолжением проблем с укладыванием спать. Например, ребенок просыпается, чтобы пойти в туалет, но затем оказывается, что ему трудно снова заснуть. У маленьких детей проблемы с пробуждением могут указывать на то, что у них еще не развился взрослый паттерн сна. Младенцы просыпаются каждую пару часов для кормления, и этот паттерн может измениться далеко не сразу. У детей с аутизмом более старшего возраста это может быть проявлением беспокойного сна. Это может быть сильная тревожность – которая мешает детям глубоко заснуть – или острые кошмары.

Многие эксперты предлагают подходы для решения проблем с пробуждением, например, уменьшение времени у постели – когда родители проверяют, проснулся ли ребенок, но тратят на это все меньше времени, чтобы он или она не начинали привлекать таким образом внимание. Однако мы предполагаем, что дети с аутизмом редко имеют такой мотив как привлечение внимания взрослого. Вместо этого проблемы с пробуждением могут потребовать стабильного утешения с стороны взрослого и творческого подхода к потребностям ребенка.

Социальный смысл

Детям с аутизмом может быть трудно понять, почему и когда им надо спать. Проблемы с социальными знаками (обучение тому, что нужно делать и в каком порядке) очень часто встречаются при аутизме, и это может означать, что ребенок просто не видит связи между тем, что вся семья собирается ложиться спать, и своей собственной потребностью во сне. Некоторым детям тяжело дается переход от сна в комнате родителей ко сну в собственной комнате. Это может быть связано с трудностями в отношении изменений, но также с тем, что ребенку нужна внешняя поддержка в отношении времени укладывания спать и сна.

Мелатонин

Это гормон, который выделяется шишковидной железой, и, согласно исследованиям, регулирует паттерны сна у животных. Некоторые исследования показали, что прием пищевых добавок с мелатонином может помочь предотвратить нарушения сна после длительных путешествий. У детей с аутизмом выделение мелатонина происходит иррегулярно, так что хотя мелатонин у них производится, он производится в неподходящее время суток.

Для дальнейшей информации о применении мелатонина вам следует проконсультироваться со специалистом. Некоторые пищевые продукты богаты мелатонином, в том числе: овес, рис, сладкая кукуруза, томаты, сливы, бананы и бразильский орех.

Важно! Гормональный фон в организме можно нормализовать без помощи медикаментов! В НИИ Дети Индиго с этой целью назначают сеансы БАК.

Слишком много информации

Дети с аутизмом могут иметь серьезные проблемы с гиперчувствительностью к прикосновением, визуальным стимулам или звукам. Это может как отвлекать их, так и вызывать стресс, что может делать процесс засыпания крайне сложным.

Аллергия и пищевая чувствительность

Возможно, что по сравнению со своими ровесниками дети с аутизмом могут быть более чувствительны к пищевым веществам, например, к сахару, кофеину и вкусовым добавкам, которые стимулируют нервную систему. Если ребенок часто ест сладкое или пьет напитки, содержащие кофеин, и другие пищевые вещества перед тем, как укладываться спать, то следует проверить, не может ли это мешать его сну.

Что мы можем сделать?

Удаление стимуляторов из диеты

Если есть дневник сна, тогда не будет проблем с тем, чтобы отследить этот аспект. Если это не так, тогда рекомендуется хотя бы записывать, когда ребенок спит, чтобы вы смогли достоверно определить возможные изменения.

Изменение рутины укладывания спать может вызвать большой стресс у ребенка, и если он привык к определенным напиткам или закускам перед сном, то внезапная перемена на что-то другое может причинить больше вреда, чем пользы. Тем не менее, можно попробовать перейти на напитки без кофеина, заменить обычный шоколад на шоколад без сахара из магазина здорового питания, использовать растительные заменители шоколада и какао, перейти на напитки без сахара или заменить сахар в напитках на фруктозу или заменители сахара, что может помочь некоторым детям.

Или же можно попытаться осторожно уменьшать дозировку определенных пищевых продуктов в течение дней или недель, чтобы ребенок потреблял все меньше и меньше сахара и кофеина в целом, не забирая у него привычные продукты. Например, предложите ему одно печенье вместо двух, положите половину ложки сахара вместо одной в чай, смешайте напитки с кофеином и без него. Это также постепенно уменьшит привычку вашего ребенка к сладкому вкусу, что поможет улучшить оральную гигиену.

Некоторые люди выступают за радикальные изменения в диете ребенка, например, полное исключение сахара и кофеина. Мы бы скорее рекомендовали это только в том случае, если вы уже пробовали умеренный подход. Мы бы предложили вам посетить диетолога, прежде чем идти на крупные изменения в диете, чтобы гарантировать, что ребенок продолжит получать сбалансированное питание.

Важно! В НИИ Дети Индиго в Магнитогорске ведет прием детский гастроэтеролог Короткова Оксана Васильевна.

Использование техник релаксации

Нам всем бывает трудно заснуть, если мы слишком переволновались перед тем, как ложиться в постель. Если в жизни многое происходит, или наши эмоции находятся на пике, то укладывание спать станет сложным и для нас. Дети с аутизмом зачастую неспособны артикулировать свою потребность сбросить напряжение и расслабиться. Кроме того, когда они укладываются спать, они могут быть испытывать большую тревожность и замешательство.

Техники релаксации можно начать с самых элементарных приемов, которые не помешают привычному ходу семейной жизни. Ниже приведены примеры таких техник:

Добавление нескольких капель лавандового масла в ванну ребенка. Было показано, что это может оказать успокоительное воздействие.

Массаж ребенка. Прямой контакт с кожей может быть дискомфортным для некоторых детей с аутизмом, но некоторые виды массажа, например, шиатцу, можно проводить через одежду. Осторожный массаж стоп, рук или головы в подходящей обстановке может помочь ребенку успокоиться перед укладыванием в постель.

Час тихого времени перед укладыванием ребенка спать может выполнять сразу две функции. Тихое и спокойное занятие, возможно, с участием вас или брата или сестры ребенка, поможет ребенку снять напряжение и также становится важным социальным знаком. Если все в доме становятся тихими и расслабленными, то ребенок получает стабильное послание о том, что пришло время спать, которое пропадает, если дом остается шумным и полным жизни, а от ребенка ожидают сна.

Очевидно, что введение тихого периода проще на словах, чем на деле, но можно начать с малого: например, выключить телевизор и компьютер на час. Должно пройти какое-то время, прежде чем это станет рутиной, но если вам это удастся, то эффект не замедлит себя ждать. Также стоит ввести это тихое время в ежедневный распорядок дня, чтобы ребенок знал, чего ожидать, и привык к подобной рутине.

Многие эксперты предупреждают, что формальные техники релаксации могут оказать обратный эффект на людей с аутизмом, вызывая у них стресс, а не расслабление. Некоторые люди выступают за физические упражнения как способ снять напряжение, и эта идея может иметь некоторые преимущества. Физическая усталость ребенка – это хороший способ гарантировать, что он заснет! Многие дети с аутизмом наслаждаются физической активностью и очень подвижными играми, и хотя кажется, что это противоречит тому, что написано выше о тихом часе в конце дня, некоторым детям может помочь именно такой подход. Все индивидуально.

Некоторые родители обнаружили, что средства для формальной релаксации, например, музыка и упражнения (например, йога) очень полезны для их детей. Эти средства широко доступны.

Некоторые родители сообщают, что им помогла установка ночников в спальне ребенка.

Возможно, стоит ввести в распорядок дня время, когда родитель садиться с ребенком в запланированное время и обсуждаете его день или то, что его волнует. Иногда даже полезно завести "тетрадь беспокойств" или дневник, который будет лежать рядом с кроватью, чтобы ребенок мог записывать или рисовать в нем свои любые страхи и беспокойства. Затем их нужно обсудить до того, как ложиться спать. Или же у ребенка может быть коробка беспокойств, чтобы он записывал все свои беспокойства и запирал их в коробку.

Важно! В НИИ Дети Индиго тренинги с БОС учат детей сознательно контролировать уровень своего возбуждения и управлять своим эмоциональным состоянием

Установление режима

Дети с аутизмом очень хорошо реагируют на жесткую рутину и структуру, потому что она позволяет им почувствовать безопасность и контроль. Хотя соблюдение рутины может раздражать в течение дня, если установить режим, который соответствует потребностям семьи и помогает ребенку почувствовать себя спокойнее, может быть крайне полезно. Чтобы сделать это максимально эффективно, нужно тщательно проанализировать режим, которому следует семья на данный момент. Следует принять во внимание следующее:

Возможно ли ужинать в одно и то же время каждый вечер?

Вы уже это делаете?

Это происходит поздно вечером или довольно рано?

Возможно ли, чтобы ребенок с аутизмом принимал ванну в одно и то же время каждый вечер?

Есть ли в режиме вашего ребенка что-то, что можно делать только дома? Это может быть игра на шведской стенке или собственное пространство для тайм-аута по вечерам.

В конечном итоге, рутина должна быть максимально простой, но с заложенной в ней возможностью для гибкости. Это значит, что если родитель уедет, если уедет ребенок, то основной режим все равно можно сохранить. Можно попробовать что-то вроде:

18.30: ужин
19.00: тихое время
19.15: напиток и кусочек фрукта
19.45: ванна
20.25: почистить зубы
20.30: время ложиться спать/сон
7:30: пробуждение/подъем.

В конце концов, какой бы режим не выбрали, это должно быть что-то комфортное для всей семьи. Изменение паттерна сна ребенка может занять несколько недель. Лучше всего презентовать ребенку новый распорядок визуально, используя список дел с указанием времени, чтобы ребенок всегда мог понять, чего ожидать, включая подъем утром. Если необходимо изменить рутину, то это также надо объяснить визуально. Возможно, что расписание вашего ребенка нужно сделать более детальным, чтобы ребенок с абсолютной точностью знал, что когда нужно ложиться спать, то нужно - задернуть шторы, залезть под одеяло, выключить свет, лечь, накрыть себя одеялом.

Возможно, стоит выделить отдельное время, чтобы подготовить ребенка к следующему дню и его расписанию. Это может включать сбор портфеля в школу или составление подробного списка/расписания того, что нужно сделать в течение завтрашнего дня.

Как сделать сон более комфортным

Некоторые дети очень чувствительны к свету, поэтому даже очень тусклый свет не даст им заснуть. Можно использовать очень толстые шторы, которые заблокируют максимум света в комнате ребенка.

Аналогично, некоторые родители обнаружили, что их дети могут проснуться даже от незначительного шума ночью. Помимо общих советов, вроде толстого ковра в комнате и плотного закрывания дверей, некоторые родители пробуют более специфический подход. Одна семья обнаружила, что когда их ребенок с аутизмом ложится в постель, то она просыпается от звука одежды, когда люди переодеваются в соседней комнате. Чтобы решить эту проблему они отодвинули ее кровать к другой стене комнаты и построили полки и шкафы у стены между двумя комнатами, чтобы они блокировали шум. Иногда даже звука включенного компьютера достаточно, чтобы помешать сну. Можно использовать беруши или музыкальные наушники, чтобы блокировать шум, если ребенку комфортно носить их.

Чувствительность к прикосновениям чрезвычайно часто встречается при аутизме. Некоторые дети воспринимают определенные виды прикосновений как физическую боль. Темпл Грандин (женщина с аутизмом) описывает, что она была неспособна заснуть, если одна ее нога прикасалась к другой, и поэтому она всегда надевала штаны от пижамы, даже в самую жаркую погоду. Ярлыки на одежде для сна и некоторые виды ткани также могут вызывать дискомфорт. Некоторые дети хорошо реагируют на утяжеленное одеяло, которое можно сделать самостоятельно. Например, можно сшить лоскутное одеяло с кармашками, которые наполняются зерном вместо ваты. Давление одеяла может успокаивать и работать по такому же принципу, что и "сжимающая машина", которую изобрела Темпл Грандин, чтобы научиться переносить прикосновения.

Также стоит подумать, могут ли запахи в комнате, с улицы или соседних помещений повлиять на людей с обостренным обонянием.

Обстановку в комнате тоже нужно сделать максимально комфортной. Хотя некоторых детей успокаивает, если вокруг них много их вещей, других это может только отвлекать. Даже цвета комнаты или картины на стене могут беспокоить сон.

Объяснение сна

Как уже упоминалось выше, детям часто трудно понять потребность во сне. Ниже приведена социальная история (разработанная Кэрол Грей) предназначена для объяснения сна. Визуальная поддержка, например, таблицы, может использоваться для объяснения сна, как и детские книги, содержащие биологическое обоснование потребности во сне.

Вот пример социальной истории Кэрол Грей (из книги "Мои социальные истории", 2002 год):

Что значит, когда люди говорят "Пора ложиться спать"?

Все люди спят. Большинство людей спят по понедельникам, вторникам, средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям. Они просыпаются каждое утро.

Я сплю в кровати. Обычно мама или папа говорит "Пора в кровать". Это значит, что нужно лечь в кровать и заснуть.

Лекарственные препараты

Медицинские вмешательства в норме считаются последним средством лечения нарушений сна у детей, поскольку они могут вызывать зависимость, и они не лечат исходную причину проблемы.

Общее правило – лучше минимизировать применение препаратов ребенком, но в некоторых случаях следует иметь под рукой мягкое седативное средство. Например, если вы отправляетесь в поездку и боитесь проблем со сменой часовых поясов, или вы боитесь, что из-за плохого сна сильно страдает общее здоровье ребенка. Большинство врачей готовы назначить препараты в подобных обстоятельствах.

Некоторые родители также обнаружили, что если применять лекарства в тандеме с поведенческим подходом, то это может восстановить хороший паттерн сна. Такая комбинация критически важна, потому что без поведенческого вмешательства, как только ребенок прекратит прием лекарства, он, скорее всего, вернется к старому паттерну сна.

Важно! В НИИ Дети Индиго расстройства сна лечат без лекарств и без их вредного токсичного влияния

{literal}{/literal}