Дисфункция сенсорной интеграции
Лишает полноценной и активной жизни
Способность систематизировать, обобщать и обрабатывать сигналы своего организма и внешней среды - это сенсорная интеграция. Для детей это важнейший навык. Малыш познает мир и собственное тело, учится взаимодействовать со всем и всеми вокруг. При дисфункции сенсорной интеграции дети могут сталкиваться с непониманием и неприятием.
Не пропустите первые звоночки и покажитесь специалисту.
ДИСФУНКЦИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ: ЧТО ЭТО?
Под сенсорной интеграцией понимают чёткое и слаженное взаимодействие всех органов чувств и их функций: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Сенсорная интеграция у детей выполняет следующие цели: обогащение чувствительного опыта, развитие мелкой и крупной моторики, умение воздействовать и изменять раздражитель, развитие концентрации внимания и чувственного восприятия, обучает самостоятельности и вырабатывает необходимые для жизни навыки.Органы чувств называют также чувствительными анализаторами. Они собирают информацию о предметах и явлениях из окружающей среды и передают их в головной мозг при помощи нервных импульсов.
Путь, который проходит импульс от внешней среды до мозга, состоит трёх частей: рецепторов (органов чувств), проводниковых путей (нервных волокон) и центров в головном мозге, каждый из которых отвечает за одно из пяти чувств. При поражении любой из этих структур, страдает сенсорное развитие ребёнка.
Дисфункция сенсорной интеграции – это расстройство нервной системы, при котором происходит неправильная обработка сигналов, поступающих из окружающей среды через органы чувств.
ДИСФУНКЦИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ: СИМПТОМЫ
- повышенная или сниженная чувствительность к внешним раздражителям (звуковым, световым, температурным, тактильным, зрительным) и движениям;
- трудности с социализацией;
- проблемы с выражением и распознаванием эмоций;
- низкая или чрезмерная активность;
- избегание зрительного контакта;
- неловкость, нарушения координации;
- нарушение крупной и мелкой моторики;
- плохой самоконтроль и дисциплина;
- сниженная ответственность;
- проблемы с адаптацией, непринятие изменений в привычном распорядке;
- нарушения сна;
- проблемы с обучением;
- нарушения речи;
- задержка моторного и психического развития;
- проблемы с интеллектом;
- узкий круг интересов;
- ритуалы и компульсивно-обсессивные расстройства.
УРОВНИ НАРУШЕНИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
- регистрация – неспособность получать стимулы из окружающей среды;
- модуляция – плохое распознавание определённого вида стимулов;
- дискриминация – нет понятия, как отличить разные стимулы друг от друга (горячее от холодного, громкое от тихого и т.д.);
- праксис – невозможность выполнить целенаправленное действие, направленное на предмет. Например, ребёнок не понимает, как убавить громкости на телевизоре или выключить слишком яркий свет.
Мнение эксперта
Уфимов
Андрей Евгеньевич
Клинический психолог
Какие бывают виды нарушений сенсорной интеграции?
Выделяют несколько видо нарушений, которые можно попытаться распознать самостоятельно:
- Нарушение вестибулярной системы.
Вестибулярная система определяет положение нашего тела относительно пространства вокруг нас. Она тесно связана с зрительной, мышечной системой. Если ребенок не может плавно следить за движущимися предметами, скорее всего, у него проблемы с вестибулярной системой. - Нарушение планирования действий (диспраксия развития).
Заключается в недостаточной способности выполнять целенаправленные и последовательные действия. Ребенку тяжело самостоятельно одеться, завязать шнурки. - Нарушение проприоцептивной системы.
В этом случае мозг, посылая сигналы мышцам и суставам, не получает от них обратной связи. Таким образом, ребенку сложно понять, как работают его мышцы, как сгибаются и разгибаются суставы, сколько сил нужно приложить для определенного действия. Такие детки неуклюжи, неаккуратны, у них наблюдается хаотичность действий. - Нарушение двусторонней координации.
Заключается в несогласованности действий правой и левой стороны тела. Детям с таким нарушением не могут скрестить руки на груди, перекрещивать ноги, совершать действия правой рукой в левой части его поля зрения и наоборот. - Нарушение тактильного восприятия делится на два вида:
- гиперчувствительность, когда ощущения ребенка преувеличены, в этом случае ребенок слишком ярко реагирует на раздражитель.
- гипочувствительность, когда ощущения преуменьшены и ребенок может нанести себе увечья даже не заметив этого. - Нарушение зрительного восприятие.
Ребенок не может фокусироваться на предмете, оценить расстояние до предмета, его размеры и тд. - Нарушение слухового восприятия.
Дети с таким нарушением не любят громких звуков, сторонятся музыки, не могут сосредоточиться на одном звуке.
Преодолеть нарушения сенсорной интеграции помогут психологи НИИ "Дети Индиго". Особенно я бы рекомендовал занятия в сенсорной комнате. Успех реабилитации будет тем выше, чем более дружественную и благоприятную атмосферу создадут родители в семье. Недопустимы понукания и критика. Проявите любовь и поддержку.
КТО ЛЕЧИТ ДИСФУНКЦИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ?
При расстройствах сенсорной интеграции помочь могут детские психологи, психиатры и реабилитологи. Но план необходимых обследований и назначений, а также программу занятия по сенсорной интеграции для детей назначит именно невролог.Если проконсультироваться со специалистом необходимо в ближайшее время, а возможности приехать в медцентр нет, воспользуйтесь онлайн-консультацией, подробности здесь.
Прямо сейчас выберете лучшего специалиста НИИ "Дети Индиго" и запишитесь на прием в ближайшем городе.
Когда случается ДИСФУНКЦИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
- расстройства аутистического спектра (РАС). Сенсорная интеграция для детей с аутизмом недоступна в полном объёме. Это проявляется в избегании зрительного контакта, неспособности начать и поддержать беседу, определить и выразить эмоции. Поэтому одним из необходимых способов реабилитации будет сенсорная интеграция для детей с РАС;
- ДЦП; нарушения в нервно-мышечных связях, слабо развита кинестетика и моторика, отсюда сложности с тактильным восприятием.
- задержка психического развития (ЗПР). Сенсорная интеграция для детей с ЗПР помогает в значительной степени ускорить процесс реабилитации;
- родовая травма;
- перинатальная патология;
- наследственная предрасположенность;
- генетические заболевания (синдром Дауна, синдром Вильямса);
- сенсорная депривация (ограничение контактов с родителями и сверстниками, полное отсутствие общения, плохая сенсорная интеграция для детей дома);
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- поражения черепно-мозговых нервов;
- патология зрения и слуха;
- астено-невротический синдром;
- эпилепсия.
ФАКТОРЫ РИСКА ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
- воздействие вредных факторов на плод во время беременности (загрязнение атмосферного воздуха, вредные примеси, медикаменты);
- вредные привычки матери;
- травмы органов чувств;
- действие травмирующего фактора на психику (семейные ссоры, рукоприкладство, потеря близкого человека, издевательства со стороны сверстников).
НАРУШЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ: ДИАГНОСТИКА
ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
- тактильные нарушения – слишком сильная реакция на прикосновения, трудности с определением свойств предметов наощупь: температуры, размера, вида материала;
- расстройства проприорецепции (положения тела в пространстве). Ребёнок не может адекватно оценивать расположение частей тела в пространстве, силу воздействия на него. Дети с нарушениями проприоцепции могут сильно топать, специально падать и слишком грубо прикасаться к людям, причиняя им боль. Возникают трудности с самообслуживанием: плохо застёгивают пуговицы и завязывают шнурки. В таком случае очень помогает сенсорная интеграция. Упражнения для детей направлены на развитие мелкой моторики;
- плохо различают чувство голода и сытости, температуру тела, неточно выражают эмоции;
- нарушения в работе вестибулярного аппарата приводят к расстройству координации, частым падениям и спотыканиям, неловкости движений;
- неадекватное восприятие звуков по громкости, плохо различают людей по голосам, могут не реагировать на собственное имя;
- плохо различают запахи, могут пробовать испорченную еду или несъедобные предметы, или, наоборот, слишком сильно реагируют на сильные ароматы духов от посторонних людей, могут раздражаться или проявлять агрессию;
- возникают трудности со зрительным распознаванием предметов. Избегают прямого взгляда в глаза собеседника. Часто не могут подобрать правильные цвета при рисовании, собирании пазлов или раскрашивании;
- проблемы с речью развиваются из-за плохого восприятия слов на слух. Ребёнок произносит звуки нечётко, может обрывать фразу на середине.
ЭЭГ-БОС-тренинг
Прогрессивная высокотехнологичная методика тренировки и коррекции функциональной активности мозга.
Тест умственных способностей по Векслеру
Диагностика умственных способностей. Актуально при подготовке ребенка к школе.
Ультразвуковая допплерография (УЗДГ)
Доплер сосудов проводят для оценки работы головного мозга и кровеносной системы.
ЛЕЧЕНИЕ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Специалисты НИИ "Дети Индиго" на приёме объяснят родителям, для чего нужна сенсорная интеграция для детей, что это такое и как скорректировать нарушения. Сенсорная интеграция в работе с детьми поможет свести последствия дисфункции к минимуму и обеспечит гармоничное развитие детского организма.АВА-терапия
Инновационная программа для адаптации к жизни в социуме детей с аутизмом.
Сенсорная интеграция
Занятия в сенсорной комнате устраняют напряжение, замкнутость, стимулируют интеллект.
Транскраниальная магнитная стимуляция
Безболезненный, неинвазивный физиотерапевтический метод лечения различных заболеваний.
Изотерапия
Форм психотерапевтической работы, дает ребенку возможность выразить свои чувства через рисунок.
Песочная арт-терапия
Занятия песочной арт-терапией способствуют достижению психологической гармонии.
Лечение дисфункции сенсорной интеграции можно получить в НИИ "Дети Индиго" в городах:
Я из другого города!
Как начать лечение?