Выберите город

Выберите тему вопроса
Об аутизме
О БОС-тренинге
О лечении ДЦП
О лечении ЗПР и ЗРР
О лечении эпилепсии
О методах диагностики
О методе БАК
О транскраниальной микрополяризации мозга
О чрезкожной микротоковой рефлексотерапии

Чем атипичный аутизм отличается от обычного?

Нас спрашивали:

У моего ребёнка заподозрили атипичный аутизм. Чем он отличается от обычного аутизма? Это заболевание проще? И как помочь?

Сыну 4 года. Он всегда был немного замкнутым и необщительным, но как только в садик пошёл, то стал ужасно капризничать. Воспитатели говорили, что совсем ни с кем не разговаривал, не обращал внимание на других деток. Всё время играл только с одними игрушками и делиться не хотел. Самое страшное, конечно, истерики.

Я забеспокоилась, пошли по врачам. В итоге ставят атипичный аутизм с лёгкой умственной отсталостью. Но еще ждем комиссию. Я в растерянности: сразу два диагноза, да ещё и таких серьёзных. Подскажите, сильно ли влияет наличие умственной отсталости на прогноз при атипичном аутизме? В чём разница между обычным и атипичным аутизмом, какой-то из них легче? Аутизм можно вылечить или это навсегда?



На вопрос отвечает
Цвентарная НИИ Дети Индиго
ЦВЕНТАРНАЯ ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА

врач-психотерапевт



Под диагнозом «аутизм» понимают целую группу заболеваний – так называемых расстройств аутистического спектра (РАС). В группу РАС входит много форм аутизма, но все они имеют главные общие симптомы:
  • Проблемы во взаимодействии с окружающими;
  • Нарушение коммуникации и речи (заикание, дизартрия, нежелание говорить – мутизм);
  • Постоянное повторение и стереотипы в движениях.

Классическим примером заболевания можно назвать типичный аутизм, при котором все три признака проявляются практически в равной степени.


Как выражен обычный аутизм?


Симптомы обычного аутизма становятся заметны ещё в возрасте до 1 года: малыш не лепечет и не гулит, не обращает внимания на родителей, не откликается на своё имя, не интересуется новыми игрушками. Он может быть подолгу сосредоточен на одной игрушке, играть не самыми обычными способами: монотонно подкидывать, стучать, перекладывать из одной ручки в другую без видимой цели и сценария.


По мере взросления ярче проявляются другие признаки аутизма. Детки неохотно отвечают на вопросы, не реагируют на обращения окружающих. Они могут «застревать» на одной теме и досконально её изучать (строение и марки машин, породы животных). При попытке активно принудить ребёнка к общению можно ожидать агрессию или истерику.


К стереотипам в движении относят повторения вычурных, странных действий. Например, хлопанье в ладоши, кручение пальцами или ладонями, сложные движения всем телом.


От обычного аутизма следует отделять атипичный аутизм.


Характеристика, которая и является отличием - это возраст дебюта проявлений. Атипичный аутизм можно диагностировать только после 3 лет жизни. Ещё один отличительный признак – при атипичном аутизме симптомы могут проявляться лишь частично. На первое место выходят сложности во взаимодействии с окружающими, а нарушения речи и стереотипность движений страдают не так сильно.

Дети с атипичным аутизмом повторяют слова за окружающими, часто говорят только на интересные им темы. Они не используют мимику и жесты, не понимают скрытый смысл фраз. Ребёнок с аутизмом испытывает сложности с поддержанием зрительного контакта: не смотрит в глаза или, наоборот, не отводит взгляд. Любое отклонение от привычного режима и распорядка дня вызывает у него ощутимый стресс, провоцирует раздражение и агрессию.

Однако нельзя сказать, что атипичный аутизм легче, чем типичный. Важным фактором, от которого будет зависеть прогноз при диагнозе атипичный аутизм – интеллект. Степень его сохранности играет решающую роль в перспективах реабилитации при аутизме.
Легче поддаётся реабилитации атипичный аутизм без умственной отсталости. Симптомы такого аутизма не дополняются нарушениями интеллекта, поэтому малышу будет проще понять и выполнить просьбы психолога в ходе реабилитации.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью требует особого подхода к реабилитации. При умственной отсталости страдает речь: ребёнок не понимает обращённые к нему слова и испытывает трудности с ответом. Его словарный запас пополняется очень медленно, он не может называть предметы, не понимает переносный смысл фраз или шутки.

Именно поэтому малыши с нарушениями интеллекта испытывают сложности в общении, стесняются и замыкаются в себе – так появляются характерные для атипичного аутизма признаки. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем сложнее протекает лечение аутизма.

Однако следует запомнить главный принцип: какой бы ни была форма аутизма – с умственной отсталостью или атипичный аутизм без умственной отсталости – прогноз всегда будет зависеть только от своевременной и комплексной реабилитации.

Абилитация для детей с аутизмом


Для деток с аутизмом используют специальное понятие – абилитация. В ходе абилитации ребёнок приобретает навыки самообслуживания и ведения быта. Он учится работать в команде с другими детками, пробует общаться и взаимодействовать с ними. Опытные врачи знают, как подать информацию и донести её таким образом, чтобы ребёнок понял, что от него требуется.


Регулярные занятия по абилитации помогут ребёнку обрести самостоятельность, преодолеть сложности в общении и отношениях с окружающими. Они значительно повысят качество жизни и повысят шансы на полноценное будущее: обретение друзей, получение образования и профессии, семейную жизнь.

Чем атипичный аутизм отличается от обычного?
Можно ли снять диагноз аутизм?
Из-за чего повышается риск рождения ребенка с аутизмом?
Влияет цитомегаловирус на появление аутизма?
Что нужно знать, общаясь с аутичным человеком?
Будет ли ребенок аутистом при резус-конфликтной беременности?
Как правильно объяснить ребенку, что он не такой как все?
Почему многие дети с РАС повторяют слова и фразы (эхолалия)?
Могут ли врачи ошибиться с диагнозом и не заметить симптомы аутизма?
Почему у детей с РАС наблюдается избирательность в еде? И почему такие детки часто все нюхают: еду, людей, вещи?
Почему многие дети с аутизмом совершают назойливые движения?
Рас - это приговор на всю жизнь?
Правда ли, что дети с аутизмом нуждаются в обучении в специальных учреждениях?
Правда ли, что дети с РАС боятся всех и всего вокруг, даже близких людей?
Действительно ли, что дети с аутизмом все время кричат и устраивают истерики?
Раньше аутистов не было. Как думаете, правда ли это?
Может ли аутизм появиться во взрослом возрасте?
Девочки страдают аутизмом реже?
Почему дети с диагнозом аутизм наносят себе увечья?
Аутизм-это болезнь?
Вернуться к списку всех вопросов
Приведенные на сайте обзоры не являются заменой персональной консультации врача и не должны служить руководством к самодиагностике или самолечению.
Мы сохранили орфографию и пунктуацию в текстах вопросов от наших пациентов.
Заказать
звонок
Задать вопрос специалисту
Отзывы
пациентов
Выбрать
клинику
Выбрать специалиста
Записаться
на прием