Чем атипичный аутизм отличается от обычного?
Нас спрашивали:
У моего ребёнка заподозрили атипичный аутизм. Чем он отличается от обычного аутизма? Это заболевание проще? И как помочь?
Сыну 4 года. Он всегда был немного замкнутым и необщительным, но как только в садик пошёл, то стал ужасно капризничать. Воспитатели говорили, что совсем ни с кем не разговаривал, не обращал внимание на других деток. Всё время играл только с одними игрушками и делиться не хотел. Самое страшное, конечно, истерики.
Я забеспокоилась, пошли по врачам. В итоге ставят атипичный аутизм с лёгкой умственной отсталостью. Но еще ждем комиссию. Я в растерянности: сразу два диагноза, да ещё и таких серьёзных. Подскажите, сильно ли влияет наличие умственной отсталости на прогноз при атипичном аутизме? В чём разница между обычным и атипичным аутизмом, какой-то из них легче? Аутизм можно вылечить или это навсегда?
На вопрос отвечает
врач-психотерапевт
- Проблемы во взаимодействии с окружающими;
- Нарушение коммуникации и речи (заикание, дизартрия, нежелание говорить – мутизм);
- Постоянное повторение и стереотипы в движениях.
Классическим примером заболевания можно назвать типичный аутизм, при котором все три признака проявляются практически в равной степени.
Как выражен обычный аутизм?
Симптомы обычного аутизма становятся заметны ещё в возрасте до 1 года: малыш не лепечет и не гулит, не обращает внимания на родителей, не откликается на своё имя, не интересуется новыми игрушками. Он может быть подолгу сосредоточен на одной игрушке, играть не самыми обычными способами: монотонно подкидывать, стучать, перекладывать из одной ручки в другую без видимой цели и сценария.
По мере взросления ярче проявляются другие признаки аутизма. Детки неохотно отвечают на вопросы, не реагируют на обращения окружающих. Они могут «застревать» на одной теме и досконально её изучать (строение и марки машин, породы животных). При попытке активно принудить ребёнка к общению можно ожидать агрессию или истерику.
К стереотипам в движении относят повторения вычурных, странных действий. Например, хлопанье в ладоши, кручение пальцами или ладонями, сложные движения всем телом.
От обычного аутизма следует отделять атипичный аутизм.
Характеристика, которая и является отличием - это возраст дебюта проявлений. Атипичный аутизм можно диагностировать только после 3 лет жизни. Ещё один отличительный признак – при атипичном аутизме симптомы могут проявляться лишь частично. На первое место выходят сложности во взаимодействии с окружающими, а нарушения речи и стереотипность движений страдают не так сильно.
Дети с атипичным аутизмом повторяют слова за окружающими, часто говорят только на интересные им темы. Они не используют мимику и жесты, не понимают скрытый смысл фраз. Ребёнок с аутизмом испытывает сложности с поддержанием зрительного контакта: не смотрит в глаза или, наоборот, не отводит взгляд. Любое отклонение от привычного режима и распорядка дня вызывает у него ощутимый стресс, провоцирует раздражение и агрессию.
Однако нельзя сказать, что атипичный аутизм легче, чем типичный. Важным фактором, от которого будет зависеть прогноз при диагнозе атипичный аутизм – интеллект. Степень его сохранности играет решающую роль в перспективах реабилитации при аутизме.
Легче поддаётся реабилитации атипичный аутизм без умственной отсталости. Симптомы такого аутизма не дополняются нарушениями интеллекта, поэтому малышу будет проще понять и выполнить просьбы психолога в ходе реабилитации.
Именно поэтому малыши с нарушениями интеллекта испытывают сложности в общении, стесняются и замыкаются в себе – так появляются характерные для атипичного аутизма признаки. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем сложнее протекает лечение аутизма.
Однако следует запомнить главный принцип: какой бы ни была форма аутизма – с умственной отсталостью или атипичный аутизм без умственной отсталости – прогноз всегда будет зависеть только от своевременной и комплексной реабилитации.
Абилитация для детей с аутизмом
Для деток с аутизмом используют специальное понятие – абилитация. В ходе абилитации ребёнок приобретает навыки самообслуживания и ведения быта. Он учится работать в команде с другими детками, пробует общаться и взаимодействовать с ними. Опытные врачи знают, как подать информацию и донести её таким образом, чтобы ребёнок понял, что от него требуется.
Регулярные занятия по абилитации помогут ребёнку обрести самостоятельность, преодолеть сложности в общении и отношениях с окружающими. Они значительно повысят качество жизни и повысят шансы на полноценное будущее: обретение друзей, получение образования и профессии, семейную жизнь.
Мы сохранили орфографию и пунктуацию в текстах вопросов от наших пациентов.