Интеллект на кончиках пальцев
Свое первое хватательное движение ребенок делает, как только родился. Малыш сжимает и разжимает кулак.
И на основе этого движения в будущем формируются многие важные функции: опорная, удерживающая и др.
У детей с подозрением на диагноз ДЦП мелкая моторика не развита с первых месяцев жизни.
Почему при ДЦП мелкая моторика не развита? | Взаимосвязь мелкой моторики и речи | Почему важно развивать моторику? | Когда начинать развитие моторики? | Как развивать мелкую моторику при ДЦП? | Кто лечит?
ПОЧЕМУ ПРИ ДЦП МЕЛКАЯ МОТОРИКА НЕ РАЗВИТА?
Под термином мелкая моторика подразумевают точные движения мышц кистей рук. Говоря проще, ловкость пальцев. Казалось бы, чего стоит взять и удерживать карандаш? Но даже такое элементарное движение требует одновременной слаженной работы нервной, зрительной и мышечной систем. У детей с диагнозом ДЦП преимущественно поражаются двигательные зоны головного мозга, то есть двигательные функции попросту не развиваются.
Дети с ДЦП, особенно при тяжелых формах, не способны самостоятельно стоять, ходить. И без специальной коррекции аномалия моторного развития будет негативно влиять на весь процесс формирования нервно-психических функций у ребенка, в том числе речевых.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ
Современные исследования показали, в проекции коры головного мозга, отвечающей за двигательные функции, почти третью часть площади занимает проекция кисти руки. Более того, она близко соседствует с речевой зоной. Это доказывает взаимосвязь четких движений пальцев и развитие речевой функции.
Ученые даже присвоили кистям рук своеобразный статус органа речи. Двигаюсь – значит говорю. Поэтому крайне важно следить за тем, чтобы моторика ребенка развивалась своевременно. У детей с ДЦП моторная функция нарушена и помимо двигательных присутствуют и речевые дефекты. Улучшение мелкой моторики будет способствовать развитию интеллекта и речи.
ПОЧЕМУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ МОТОРИКУ?
Часто родители умышленно ограничивают общение своих особых детей с окружающими людьми. Боятся осуждения, негативных оценок, способных травмировать и без того нарушенный психоэмоциональный фон ребёнка. Еще одна распространенная ошибка в том, что, стремясь облегчить жизнь малыша с ДЦП, мамы, папы и другие родственники стараются все делать за него. Такая чрезмерная забота оказывает медвежью услугу.
Ребенок лишается возможности самостоятельно пробовать, познавать, тренировать свои навыки. А без двигательной активности, без развития моторики при ДЦП ухудшаются все показатели: страдает речь, память, внимание и т. д.
И наоборот, упорная, постоянная тренировка мелкой моторики при ДЦП стимулирует кору головного мозга, развивает чувство ритма, координацию, интеллект, зрительную и чувственную сферы. Ведь через руки малыш знакомится с предметами и познает окружающий мир. Руки задействованы во всех рабочих движениях человека. Детям с ДЦП развитие моторики позволит в будущем обслуживать себя без посторонней помощи: самостоятельно есть, мыть посуду, одеваться, рисовать и даже писать.
КОГДА НАЧИНАТЬ РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ?
По разным причинам (патологическое формирование конечностей, отсутствие координации, гипертонус мышц) малыш с ДЦП в 3 мес не сможет дотянуться и ухватить подвешенную игрушку, в 7-8 мес не будет самостоятельно сидеть, в 1 год не начнет ходить и т. д. Поэтому чем раньше диагностировано заболевание, чем скорее начато лечение и, в частности, развитие моторики при ДЦП, тем больше у ребенка шансов стать полноценным человеком.
КАК РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ПРИ ДЦП?
Занятия по улучшению мелкой моторики у детей с ДЦП необходимо проводить регулярно, по нескольку раз в день. Только постоянная работа позволит добиться ощутимого результата. Начинать можно с массажа пальцев и кисти рук, затем тренировать элементарные действия (расправлять ладонь, разводить пальцы) и постепенно переходить к более сложным упражнениям.
Существует много авторских методик с подробным описанием занятий для пальчиковой гимнастики. Но самостоятельно родителям на начальном этапе справиться сложно, необходима профессиональная помощь.
Кто лечит?
В НИИ Дети Индиго ведут приём неврологи и другие детские специалисты: педиатры, логопеды, дефектологи, инструкторы ЛФК, массажисты, психологи и др.