Стать своим: инклюзия ребенка с ОВЗ
В России более 1,5 млн детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Практически 10% детского населения! Так сообщает статистика. Реальное же число гораздо выше. У многих диагноз остаётся нераспознанным, и болезнь продолжает мучать во взрослом возрасте.
Проблема развития и обучения особенных деток в наши дни звучит особенно остро, ведь регистрируется рост заболеваемости и одновременно растет качество диагностики. Уже нельзя отвернуться и сделать вид, что таких детей не существует. Это часть общества.
А если так - важно создать условия, чтоб в этом обществе каждому нашлось место, каждый имел шанс раскрыть свой потенциал, воспользоваться правами гражданина в максимально доступной степени. Первый шаг для инклюзии - качественная и своевременная реабилитация.
#Что такое инклюзия ребёнка с ОВЗ? | #Категории детей с ОВЗ | Без чего невозможна инклюзия детей с овз? | Кто проводит адаптацию детей с ОВЗ? | Мнение эксперта | Что могут сделать родители? | Кто лечит ДЦП у детей? | Диагностика ДЦП
ЧТО ТАКОЕ ИНКЛЮЗИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ?
Инклюзия – это обеспечение равного доступа к образованию для всех с учётом потребностей и индивидуальных особенностей каждого. Инклюзия позволяет приспособить учебный процесс к нуждам всех детей.
Иными словами, возможность для детей с ОВЗ обучаться среди здоровых и нормотипичных, а не в специальных коррекционных классах.
Право на инклюзивное обучение закреплено на международном уровне в Конвенции ООН, а первые шаги для развития инклюзии были сделаны в странах Европы и США. Например, разработаны методики обучения детей с аутизмом, действуют программы доступной среды, предусмотрена возможность трудоустройства.
Благодаря инклюзии человек с ОВЗ может в большей степени освоить жизненно важные навыки, научиться жить, компенсируя свои особенности развития, получить профессию и полноценную работу, становясь независимым и полноценным членом общества.
Россия перенимает опыт зарубежных коллег, тоже стремится создавать условия обучения для детей с ДЦП, аутизмом, задержкой развития… Впереди еще много работы, но общество все же меняется.
Инклюзия должна касаться всех уровней: дошкольного образования, школ, колледжей, университетов, работодателей. Но начинается все еще с первых дней жизни, с ранней диагностики состояния мозга и полноценной реабилитации при выявлении нарушений. Этот момент для консультации с детским неврологом нельзя упустить.
КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Детьми с ОВЗ признаются малыши, относящиеся к одной или нескольким категориям:
- нарушения речи (полная немота с рождения, дефекты речевого аппарата, задержка речевого развития - ЗРР);
- дефекты опорно-двигательного аппарата (ДЦП, периферические параличи и парезы, последствия полиомиелита);
- нарушения интеллекта (слабоумие, умственная отсталость, невозможность развития учебных навыков);
БЕЗ ЧЕГО НЕВОЗМОЖНА ИНКЛЮЗИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ?
В советские годы малышей с ОВЗ ограничивали от здоровых деток. Поступали так из благих намерений, считая, что они просто не осилят общие учебные программы.
В наши дни подход к обучению деток с ОВЗ как будто изменился кардинально. Все больше говорят о важности инклюзии. НИИ Дети Индиго на деле подтверждает: не взирая на сложность диагноза, каждый получает шанс влиться в общество, если вовремя и регулярно проводить коррекционную работу.
Но, к сожалению, если чуть дальше отъехать от столицы, становится ясно, что изменилось очень мало. До сих пор даже среди педагогов устойчиво мнение, что детей с ОВЗ нужно изолировать среди себе подобных и отдавать в специальные учреждения.
Так будет лучше, - авторитетно заявляет комиссия и малыша отдают на домашнее или специальное обучение: школа детей с аутизмом, детей с ДЦП, обучение и воспитание среди таких же особенных деток.
Разве лучше? В изоляторах ребёнок совершенно не получает эффективного лечения. Нет должного внимания, не хватает квалифицированного персонала, дефицит технологического оснащения. Все что предлагается в качестве помощи - медикаментозная терапия и устаревшее физиолечение.
Ребенок становится тихим, спокойным и удобным. И окончательно лишается шанса жить без посторонней помощи. Возможность нагнать сверстников в развитии или компенсировать несформировавшиеся возможности безвозвратно утрачивается. В таких условиях инклюзия уже невозможна. Разве такой жизни хотят родители для своего любимого чада?
Помните: полноценное развитие ребёнка возможно только в обществе здоровых сверстников. Ежедневно получая новую информацию и общаясь с другими детками, малыш приобретает полезные навыки, без которых не обойтись в будущем.
Для того, чтоб инклюзия состоялась, важны два условия - ранняя диагностика и реабилитация. Они служат своеобразным «трамплином» для малыша с особенностями развития. Чем раньше родители обращаются за профессиональной помощью, тем больших успехов достигает ребёнок. Тогда даже с диагнозом можно занимать активную жизненную позицию.
НИИ Дети Индиго специализируется на лечении деток с задержками физического и психического развития. В одном месте собраны все необходимые детские врачи и специалисты, что позволяет всесторонне развивать ребёнка и максимально подготовить его к процессу обучения.
КТО ПРОВОДИТ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ?
Социальной адаптацией в НИИ Дети Индиго занимается команда специалистов: невролог, психолог, психотерапевт, логопед но схему назначения определяет невролог.
Прямо сейчас выберите лучшего невролога НИИ "Дети Индиго" в ближайшем городе и запишитесь на приём!
Мнение эксперта
Любить - не значит жалеть!
Комментирует
ФЕДОРЕНКО ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
врач невролог 1 категории, эпилептолог
К сожалению, до сих пор для большинства детей с ДЦП обучение в школе по общеобразовательной программе, живое общение, обретение друзей, признание - недостижимая мечта. А так быть не должно!
Конечно, высокий тонус мышц, изматывающие боли, хронические патологии суставов и внутренних органов, задержка речи, ограничение физических возможностей - все это серьезное препятствие. Но оно преодолимо.
До наступления школьного возраста важно успеть проделать огромную работу. Это не время, когда можно сидеть, сложа руки. Худшее, что может ждать ребенка с ограниченными возможностями - жалость, нескончаемые спазмолитики, миорелаксанты, снотворные. Итогом станет лишь обреченность, психологический надлом, медикаментозная зависимость и инвалидное кресло.
Есть и другой путь - это интенсивная программа реабилитации с самых первых месяцев жизни. Она станет основой для будущей инклюзии. Чтобы через несколько лет стало возможным обучение детей с ДЦП в общеобразовательной школе, важно позаботиться об элементарных навыках: самостоятельно стоять, ходить, держать ложку, писать, завязывать шнурки. Не менее важно привить психологическую устойчивость и стремление обходиться без посторонней помощи. И уж конечно нельзя забывать о сохранности когнитивной функции. По сути речь идет о самых различных методах обучения детей с ДЦП самостоятельной жизни.
Реабилитация не может быть однобокой. Программа обучения детей с ДЦП должна всесторонне охватывать все аспекты развития. Недостаточно только массировать мышцы и пичкать таблетками - это нескончаемый, безрезультатный и мучительный процесс, потому что спастика при таком подходе все равно вернется.
Результат будет гораздо ярче, если одновременно с занятиями у мануального терапевта или остеопата с помощью современного аппаратного лечения стимулировать пострадавшие зоны мозга, способствовать появлению новых компенсаторных нейро-мышечных связей. Еще лучше - как можно скорее организовать возможность встать на ноги, взглянуть на мир с высоты своего роста сделать первые шаги. Костюмы аксиальной нагрузки Регент и Адели позволяют вертикализовать даже прикованных к постели малышей.
Я многократно убеждалась в колоссальном эффекте от такой методики обучения детей с ДЦП навыкам ходьбы. Она тренирует не столько мышцы, сколько всю нервную систему целиком. Ребенок впервые получает новые захватывающие впечатления, вестибулярный аппарат, моторика, психика - все активно включается в работу. Дети устают, но улыбаются сквозь слезы и совсем не хотят возвращаться обратно в коляску.
Многие недоумевают, зачем ребёнку с ДЦП назначают занятия с логопедом? Подозревают в навязывании ненужных расходов. Но ведь не только ручки и ножки скручивает от спастики. Мышцы речевого аппарата тоже могут быть в повышенном тонусе. Это будет препятствовать становлению речи. Есть смысл начать работать, не дожидаясь проявленных симптомов отставания в речевом развитии.
В мозге все центры находятся очень близко. Воздействие на двигательные зоны активирует и функцию речи, а речевые центры тесно связаны с интеллектом. Всё взаимосвязано. Вот почему курсы реабилитации для детей с ДЦП в НИИ Дети Индиго такие интенсивные. Наши всесторонние программы обучения детей с ДЦП доказали свою высокую эффективность.
ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРИЁМ ПРЯМО СЕЙЧАС
Администратор подберет удобное время для визита в клинику или запишет на онлайн-консультацию
Мнение эксперта
Инклюзия начинается с семьи
Комментирует
ЦВЕНТАРНАЯ ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА
врач-психотерапевт
Главное условие успешного обучения детей с ДЦП, аутизмом или задержкой развития – это собственное желание особенных деток взаимодействовать с врачом и осваивать новые навыки. Очень важно поддерживать здоровую самооценку малыша, не стесняться его, верить в его успехи, иначе любые старания бессильны.
Представьте: ребёнка с ДЦП, гиперактивностью или иными неврологическими заболеваниями с самого рождения порицают, осуждают, смотрят косо. А в качестве помощи только выписывают таблетки и уколы. Бедняга остается совершенно одинок среди других сверстников и не принят ими, или заперт в четырёх стенах, или даже сутками лежит в кроватке. Откуда возьмётся желание выздороветь, если даже нет представления, что может быть по-другому? Если никогда и никто из педагогов не позволил попробовать справиться со своей проблемой? Если даже родная мама стесняется, прячет, а не оказывает поддержку?
Я прекрасно знаю, что инклюзия начинается в семье. Потому и родителям детей с особенностями развития будет полезно пообщаться с психотерапевтом. Именно с позитивного настроя мамы и папы ребенок может черпать уверенность в собственных силах. Отличную поддержку дают и другие дети в семье. Замечательно, если ребенок с особенностями растет вместе с нормотипичными детьми и тянется за ними. Такой ребенок в своих возможностях сильно опережает тех малышей, кто растет один или в окружении таких же деток с ОВЗ в специализированных учреждениях.
Конечно, есть свои ограничения и особенности обучения детей с аутизмом. Но я считаю, что программы обучения детей с аутизмом наравне с другим сверстниками крайне желательно популяризировать и внедрять. У детей с РАС в целом может быть довольно высоко развита интеллектуальная сфера. Однако проблемы с обучением возникают из-за невозможности сконцентрировать внимание, снизить стресс в людном месте, справиться со собственным психическим состоянием, реагировать на обращенную речь и взгляд. Дошкольный период - лучшее время, чтобы натренировать необходимые навыки.
Хорошие результаты дает обучение детей с ранним детским аутизмом по программе АВА-терапии. Если все сделать вовремя, ребенок обучится правилам взаимодействия в обществе и сможет добиться успеха и признания.
Мнение эксперта
Главное - заслужить доверие
Комментирует
ЧЕРНЫШКОВА АННА АЛЕКСЕЕВНА
клинический психолог
На мой взгляд, социальная адаптация детей с ДЦП, РАС и другими ОВЗ начинается не с тренировки физических навыков, не с ортопедических изделий, модных тренажеров и уникальных аппаратов. Все это важно и нужно, но прежде всего ребенку необходимы поддержка, доверие и защищенность.
Когда малыш растет не таким, как все - это колоссальный стресс, справиться с которым в одиночку нет сил. Окружающие тоже не понимают, как вести себя, нервничают или избегают. Родные чувствуют неловкость. Мама усталая и в мрачном настроении.
Дети с особенностями развития часто подавлены, нервозны, испытывают приступы агрессии и самоагрессии, проблемы со сном, различные психосоматические расстройства. Нескончаемые процедуры отнимают много времени и сил и не добавляют оптимизма.
Поэтому первое, с чего начали в НИИ Дети Индиго - постарались создать дружескую и расслабленную атмосферу, далекую от больничной. Весь персонал, от администратора до уборщицы готов к встрече особенных пациентов. Здесь сложно чем-то удивить или возмутить. Все спокойны и терпимы. Врачи не носят белых халатов, в каждом кабинете игрушки и мультики, а сеансы лечения проводятся в игровой манере.
Успешная инклюзия детей с РАС возможна только после регулярных занятий. Курс за курсом могут длиться годами. Поэтому важно заслужить доверие. Для меня отличный показатель, если ребенок с удовольствием входит в кабинет психолога, ждет новой встречи с ним. Это значит, что все получится.
На занятиях мы прорабатываем поведение и страхи, учимся управлять своим эмоциональным состоянием. Инструментарий
подбирается в зависимости от проблемы и возраста. Очень востребована АВА-методика обучения детей с аутизмом. Она помогает усвоить, как вести себя в обществе.
Также хороши разные виды телесной терапии. Она поможет малышу понять границы своего тела, не бояться прикосновений, считывать по позе и мимике настроения окружающих, справляться со стрессом.
Сенсорная интеграция - отличная метода обучения детей с аутизмом и задержками развития.
Хороший психолог знает, как расположить к себе ребёнка и заинтересовать его, попросит нарисовать картинку и незаметно проведет тест.
Обучение детей с ДЦП и ОВЗ не ограничивается курсом реабилитации. Обязательно проводится инструктаж и рекомендации, чтобы в перерывах между курсами можно было продолжать заниматься дома.
Проводится обучение родителей детей с аутизмом, чтобы лучше понимать своего ребенка и помогать ему раскрыться.
Мнение эксперта
Вначале было слово
Комментирует
СУЛТАНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
логопед-дефектолог
Обучение и воспитание детей с аутизмом должно учитывать их особую манеру общения. Вопреки распространенному мнению, занятия с логопедом не только ставят артикуляцию, делают речь правильной и понятной. Логопедический массаж, компьютерные программы, речевые игры - все это способствует включению речи, расширяет словарный запас, тренирует навык реагирования на обращенную речь и стимулирует собственную речевую инициативу. Хорошо помогает обучение ребёнка чтению.
С аутизмом вообще важно не затягивать и как можно раньше посетить логопеда, пока голосовой аппарат ещё формируется.
Адаптация детей с ДЦП также во многом зависит от возможности говорить. При ДЦП часто речь нечёткая и неразборчивая. Специальные методики научат управлять мышцами и извлекать правильные звуки.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ?
Организовать обучение малышей с ОВЗ среди здоровых сверстников - лучшая помощь и поддержка, какую только могут дать родители. Но для того, чтоб инклюзия стала возможной, мало найти подходящий инклюзивный класс. Мало собраться с семьей и переехать в другой город. До поступления в школу нужно заручиться поддержкой опытного невролога. Вместе с ним предстоит подготовить фундамент, один за другим укладывая кирпичики и выстраивая развитую нервную систему. Ребёнок, с которым регулярно занимаются, обретает навыки обучения, осваивает элементарную коммуникацию, вписывается в принятые нормы поведения. Он будет способен учиться в обычной школе, получить профессию и стать предметом гордости родителей.
Залог успешного лечения - правильно выбранный врач, который будет заинтересован в здоровье ребенка.
Смотреть отзыв полностьюВ НИИ "Дети Индиго" к моему сыну сразу нашли подход и назначили эффективную терапию. В сентябре он пойдёт в обычную школу!
Смотреть отзыв полностьюЛичный опыт показал, что лучшее лечение детского аутизма представлено только в НИИ "Дети Индиго". Обширный комплекс назначений и заинтересованные в результате врачи. Нашей дочери лечение здесь идет на пользу.
Смотреть отзыв полностью