Занятия со слабослышащими и глухими детьми
Глухой ребенок не способен распознавать окружающие шумы, хотя на громкие звуки он будет реагировать из-за определенной вибрации. Слабослышащий малыш может распознавать бытовой шум, но не будет слышать ласковый шепот матери.
ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЯ СЛУХА У ДЕТЕЙ
Современные роддома оснащены оборудованием, позволяющим провести аудиометрию в первые часы после рождения ребенка. Такие измерения дают довольно точный результат. Но в силу разных причин нарушения слуха могут возникнуть позже. И многое зависит от внимательного отношения родителей к развитию малыша.
Как правило, наличие проблем со слухом выявляется на этапе развития, когда должна появиться речь. Если младенец лепечет в первые месяцы жизни, а ближе к 5 месяцам перестает произносить звуки, – это тревожный сигнал.
Слабослышащий малыш начнет говорить первые слова гораздо позднее своих сверстников. Эти признаки должны заставить родителей обратиться к специалистам. Чем раньше выявить нарушение слуха у ребенка, тем легче будет проходить реабилитация и тем быстрее он адаптируется к окружающему миру.
В НИИ "Дети Индиго" для выявления проблем со слухом применяют уникальную диагностику с вызванными потенциалами. Она позволяет не только обнаружить глухоту или степень потери слуха, но и определить, как полученные звуки и шумы обрабатываются головным мозгом. Программа позволяет врачу понять, на каком именно этапе возникла проблема со слухом: связана ли она с органическими поражениями органов слуха или обусловлена патологией нервной системы.Метод абсолютно безопасный и не предполагает активного участия со стороны маленького пациента. В силу этого диагностика с вызванными потенциалами доступна даже для новорожденных младенцев, детей с аутизмом и задержкой речевого развития.
ВАЖНОСТЬ РАННЕЙ РАБОТЫ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ
Слуховой анализатор сможет развиваться, если будет постоянно получать информацию из внешнего мира. Другими словами, органы слуха требуют регулярной тренировки. Интенсивные занятия с педагогами позволят быстрее погрузить ребенка в мир звуков и в результате сформировать не только слуховое восприятие, но и произношение звуков.
Реабилитация глухих детей также лучше начинать с самого рождения. Родителям не стоит отчаиваться и принимать глухоту своего малыша как данность. Практика показывает: слухопротезирование, занятия в НИИ "Дети Индиго" и в домашних условиях – систематические усилия помогут даже полностью глухому ребенку к 5 годам освоить фразовую речь.
КАКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ЗАНИМАЮТСЯ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ И ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ
Успех занятий с глухими и слабослышащими детьми во многом зависит от квалификации и опыта специалистов. Реабилитацией детей со слуховыми патологиями занимаются логопеды, дефектологи, сурдопедагоги, психологи. На раннем этапе основные занятия проходят у сурдопедагога и логопеда.
На глазах слезы радости от успехов дочки! Она начала говорить, причем сразу появились в речи словосочетания, а не просто звуки!
Читать отзыв полностью >>
Главная задача сурдопедагога – развить у ребенка слуховое восприятие, внимание и память. Сурдопедагог не учит малыша отдельным словам, он помогает ребенку познавать и различать окружающие звуки, а также осваивать речь. При необходимости сурдопедагог может подобрать слуховой аппарат или кохлеарный имплантат с учетом физиологических и психологических особенностей малыша.
Логопед при реабилитации глухих детей и слабослышащих основное внимание уделяет тренировке произносительных навыков. Его задача развивать голосовое звучание, вырабатывать у малыша плавность и связность речи.
Маленьким пациентам необходима помощь обоих специалистов. Это нужно, чтобы слух и речь развивались параллельно, как при естественном развитии у здоровых детей. Успех работы сурдопедагога и логопеда во многом предопределяет оснащенность современными развивающими программами.
МЕТОДИКИ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ В НИИ "ДЕТИ ИНДИГО"
Программу реабилитации глухих детей специалисты составляют персонально для каждого маленького пациента. При этом учитываются все факторы: возраст ребенка, степень нарушения слуха, особенности характера, а также сопутствующие особенности развития (ЗПР, аутизм, гиперактивность, нарушение зрения и т. д.).
При занятии с глухими и слабослышащими детьми применяют как общепризнанные методики развития слухового восприятия, речи, моторики, внимания, так и современные методы. В НИИ "Дети Индиго" специалисты используют авторские программы И. Королевой, Т. Грузиновой, Т. Тищенко, Э. Леонгард и др.
К примеру, метод Т. Грузиновой "Территория речи" позволяет выработать у ребенка артикуляционную моторику, научить его говорить. Программа подходит для детей разного возраста и темперамента. Занятия проходят весело, в форме игры, малыш испытывает положительные эмоции и без труда добивается результата.
Программа И. Королевой "Я слышу мир" предназначена для детей после кохлеарной имплантации. Ребенок вместе с забавным персонажем – львенком Ушариком – учится понимать речь, распознавать и самостоятельно произносить различные звуки.
Программа для слышащих детей глухих родителей. Специальная методика, совмещающая жестовый язык и звуковую речь, позволяет научить ребенка говорить.
Спросите нас!