Какая помощь требуется родителям детей-аутистов, их братьям и сёстрам?
Семьи с детками-аутистами, безусловно, имеют свои особенности. Появление аутичного ребёнка требует от родителей бОльшей ответственности, стрессоустойчивости, больше сил на уход и реабилитацию. Быть родителем особенного ребёнка – непростая задача.
Волею судьбы нормотипичные дети из семьи с ребенком-аутистом вынуждены взять на себя часть родительской нагрузки. Братья и сёстры аутистов оказывают колоссальную поддержку и способствуют лучшей социализации своих
не понимают, что происходит с их близким человеком и почему он отличается от обычных детей. В силу возраста дети оказываются не готовы к трудностям в повседневной жизни.
Чтобы сохранить гармонию в семье с особенными детками, необходимо знать, с какими проблемами часто сталкиваются их родители, братья и сёстры, и какие способы помогут наладить взаимопонимание между всеми членами семьи.
Дети не понимают, что такое аутизм | Дети чувствуют себя одинокими и покинутыми | Смешанные чувства и косые взгляды окружающих | Страх за собственное будущее | Собственные проблемы со здоровьем | Кто лечит аутизм? | Родителям тоже необходимы помощь и поддержка | Отзыв о лечении аутизма в НИИ "Дети Индиго" | Что полезно для душевного комфорта детям и взрослым? | Сколько стоит?
Проблема 1: дети не понимают, что такое аутизм
Как только родители узнают о диагнозе аутизм, все силы и внимание переключаются на особенного ребёнка. Взрослые часто упускают факт, что братья или сёстры не знают, что это за странная болезнь. Некоторые даже бояться своего «необычного» родственника, думают, что аутизм – это что-то вроде простуды и им можно заразиться.Из-за недостатка информации дети могут сторониться сестру или брата-аутиста. Прежде всего, пугает необычная реакция на прикосновения или приглашение поиграть, которая может доходить до агрессии по отношению к себе и окружающим.
Если дети ходят в школу или садик, они прекрасно замечают, что поведение их близкого отличается от поведения одноклассников. Всё это приводит в замешательство, поэтому, не видя другого выхода, дети избегают общения с ребёнком-аутистом и стесняются его.
КАК ПОМОЧЬ?
Обязательно выделите время и проведите с детьми основательный разговор на тему аутизма. Сначала выясните, что малыши знают об этой болезни и позвольте им задать все волнующие вопросы. С помощью простых терминов как можно понятнее объясните детям, что такое аутизм и почему он возникает.Непременно скажите, что особенный малыш проявляет агрессию или плачет не из-за того, что он не любит брата или сестру – он просто не понимает, чего от него хотят и неосознанно включает механизмы защиты.
Можете показать малышу видео и фильмы об аутизме, познакомить с автобиографиями известных людей, добившимися успеха, несмотря на диагноз РАС.
В конце беседы уточните, появились ли другие вопросы и всё ли было понятно. Будьте готовы, что по мере взросления дети будут задавать новые, уже более серьёзные вопросы об аутизме. Конечно, такую беседу можно провести в присутствии профессионального психолога.
Проблема 2: дети чувствуют себя одинокими и покинутыми
Очевидно, что ребёнок с аутизмом требует гораздо больше времени и внимания, чем его нормотипичные брат или сестра. Иногда родители с головой уходят в лечение и бесконечные курсы реабилитации, уделяя недостаточно времени здоровым детям.Они чувствуют, будто весь мир вертится вокруг особенного ребёнка, а их проблемы уходят на второй план: не с кем поделиться переживаниями и впечатлениями. Просыпается сильное чувство ревности и несправедливости.
Одновременно с этим, дети злятся, когда их брату или сестре разрешают не выполнять домашние обязанности, например, не заправлять кровать или не убираться в квартире.
У родителей появляется «соблазн» положиться на нормотипичных детей, наделить их дополнительными обязанностями по дому или уходу за ребёнком-аутистом.
КАК ПОМОЧЬ?
Не забывайте, что все дети нуждаются в заботе и внимании родителей. Постарайтесь ежедневно уделять время здоровым деткам: выслушайте их, разделите вместе с ними полученные впечатления о прошедшем дне, предложите прочитать сказку или побеседовать перед сном. Запланируйте совместные прогулки на свежем воздухе, поход в кино или парк.Если особенный ребёнок может выполнять даже маленькую работу по дому (расставить игрушки, накрыть на стол), старайтесь привлекать его к делам вместе с остальными детьми, чтобы никто не чувствовал себя обделённым. Прекрасно, если есть возможность оставить ребёнка-аутиста с няней или понимающим близким человеком. Таким образом никто из детей не останется без внимания.
Проблема 3: смешанные чувства и косые взгляды окружающих
В силу возраста многие дети не могут самостоятельно справиться с противоречивыми чувствами по отношению к брату или сестре-аутисту. Особенно печально, если детки скрывают свои переживания, чтобы не расстраивать родителей и не усложнять и без того непростую обстановку.Дети могут испытывать вину за свои мысли и эмоции по отношению к особенному ребёнку. Они стыдятся его неожиданных приступов злости или истерики. Масла в огонь подливают и осуждающие взгляды посторонних людей: как взрослых, так и ровесников.
Взрослые пристально смотрят и сочувственно качают головами, а сверстники показывают пальцем и насмехаются над аутистом. В братьях и сёстрах просыпается желание защитить близкого человека или, наоборот, смятение из-за такого непрошенного внимания.
Всё это расшатывает эмоциональное равновесие детей, нарушая гармоничное развитие психики.
КАК ПОМОЧЬ?
Помогите ребёнку описать все ощущения, которые он испытывает. Позвольте ему выговориться без последствий или стыда – каждый ребёнок нуждается в безопасном пространстве, чтобы избавиться от негативных мыслей.Важно объяснить, что нормотипичный малыш не виноват в том, что произошло с братом или сестрой, и в переживаниях родителей. Отлично помогают занятия с детским психологом и общение с другими детьми, в семьях которых растут малыши-аутисты. Дети находят общие темы для разговора, обмениваются впечатлениями и опытом, находят понимание со стороны сверстников.
Проблема 4: страх за собственное будущее
Сёстры и братья – это те, кто дольше всех будет рядом с особенным ребёнком, будут сопровождать и помогать ему в будущем.Поэтому многие родители с ранних лет начинают навязывать нормотипичным детям уход за малышом-аутистом: оставляют его в сиделках, пока сами заняты по работе, не разрешают гулять с друзьями и лишают возможности ходить на кружки и секции, с детства готовят его к роли опекуна.
Иными словами, не учитывают интересы и желания здорового ребёнка. Нормотипичные дети пропускают важные моменты собственной жизни и рано взрослеют.
Иногда такая порочная практика среди родителей заставляет ребёнка испытывать неприязнь и злость по отношению к аутисту, наоборот, приводя к дальнейшему отчуждению здоровых детей от особенных братьев и сестёр.
КАК ПОМОЧЬ?
Помните, что ребёнок-аутист в семье – не единственный, кому нужна поддержка. Постарайтесь сплотить детей, не принуждая, а находя общие точки соприкосновения между ними. Например, через игру или совместные интересы. Детки с аутизмом часто любят играть с машинками или поездами, надувать мыльные пузыри – такое точно понравится и их братьям или сёстрам.Сплочение через игру очень важно, особенно в раннем возрасте. Взрослея, нормотипичные дети сами начнут проявлять внимание и заботу по отношению к особенному ребёнку, станут более ответственными и сознательными.
Проблема 5: собственные проблемы со здоровьем
Важно!
Доказано, что наличие у одного из родителей или первенца диагноза РАС в 2,5 раза повышает риск аутизма у последующих детей. У сестёр и братьев малышей с аутизмом зачастую развиваются отдельные аутичные черты. Однако они либо не сильно заметны, либо не «дотягивают» до полноценного диагноза РАС.
Эти особенности мешают детям общаться со сверстниками и затрудняют обучение. Часто братья и сёстры страдают повышенной тревожностью, синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), с трудом осваивают навыки чтения и письма.
А родители, занятые с ребёнком-аутистом, не уделяют должного внимания и не помогают малышу преодолеть трудности на раннем этапе. Поэтому полноценное обучение и приобретение профессии даже для обычных детей ставится под угрозу.
КАК ПОМОЧЬ?
Не игнорируйте любые жалобы ребёнка, даже если они кажутся незначительными. Если малыш жалуется, что быстро устаёт, плохо спит и не может сконцентрироваться на занятиях – покажите его специалисту. Уделяйте внимание здоровью всех детей, показывайте, что родительская любовь и забота одинаковы для каждого.Кто лечит аутизм?
Лечением аутизма в НИИ "Дети Индиго" занимается команда специалистов: неврологи, психологи, педиатры, логопеды. Но схему назначений разрабатывает детский невролог.
Если планируете приехать на лечение в НИИ "Дети Индиго" из другого города, то рекомендуем для начала записаться на онлайн-консультацию. Такой формат поможет заранее познакомиться со специалистом, задать интересующие вопросы и узнать о возможном лечении. Подробнее об онлайн-консультации здесь.
Прямо сейчас выберите лучшего детского невролога в НИИ "Дети Индиго" и запишитесь на прием в ближайшем городе.
Родителям тоже необходимы помощь и поддержка
Братьям и сёстрам детей-аутистов помогают родители. А кто же поможет самими взрослым? Им необходимы колоссальные запасы сил: как физических, так и душевных. Они несут тройную ответственность: за себя, за здоровых детей и за особенного ребёнка.
Детки всё понимают, чувствуют напряжённую обстановку в семье, видят волнения взрослых. Эти ощущения передаются обычным деткам, они могут винить себя в переживаниях родителей, отдаляясь от близких.
Поэтому помощь родителям детей-аутистов должны оказывать профессиональные психологи. Поймите, что обратиться за поддержкой – это не признак слабости или жалости к себе. Иногда справиться с напряжением и стрессом в одиночку не получается, и это абсолютно нормально. Наоборот, заботясь о своём здоровье, родители запасаются силами и могут подарить заботу каждому из детей.
- поддержка в принятии и осознании диагноза РАС;
- подробное объяснение всех особенностей психики малышей с аутизмом;
- предоставление информации о том, как помочь ребёнку дома. обучение специальным приёмам и методам взаимодействия с особенным ребёнком, его братьями и сёстрами (совместные игры и хобби, домашние дела, прогулки).
Замечательно, если психолог будет заниматься и с детьми, и с их родителями. Специалист изучит особенности характера детей и обстановку в семье. Тогда психолог сможет отследить малейшие изменения в поведении ребёнка и его близких.
Отзыв о лечении аутизма в "НИИ Дети Индиго"
НЕ ТЕРЯЙТЕ ВРЕМЯ!
ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРИЕМ ПРЯМО СЕЙЧАС
Администратор подберет удобное время для визита в клинику или запишет на онлайн-консультацию
Что полезно для душевного комфорта детям и взрослым?
Детский остеопат
Консультация остеопата полезна малышам, которые родились ослабленными, в процессе нетипичных родов.
ЭЭГ-БОС-тренинг
Прогрессивная высокотехнологичная методика тренировки и коррекции функциональной активности мозга.
АВА-терапия
Инновационная программа для адаптации к жизни в социуме детей с аутизмом.
Сенсорная интеграция
Занятия в сенсорной комнате устраняют напряжение, замкнутость, стимулируют интеллект.
Мануальная терапия
Методики мануальной терапии позволяют деликатно и тщательно проработать мышцы, мягкие ткани, кости и суставы.
Массаж
Укрепляет мышцы, снимает мышечные спазмы и расслабляет организм.
ЛФК при аутизме
Благоприятно воздействует на психологическое состояние, учит ребёнка контролировать поведение.
Иммерсионная терапия
Сухая иммерсия естественным образом улучшает гомеостаз организма!
Рефлекторный массаж по Сандакову Д. В.
Снимает спазм мышц, предотвращает атрофию, позволяет преодолеть зависимость от спазмолитиков.
Бобат-терапия с элементами Войта-терапии
Признанный вид терапии для пациентов с пороками развития мозга и другими заболеваниями ЦНС.
Войта-терапия
Активирует головной мозг, восстанавливает иннервацию, формирует правильные двигательные стереотипы.
Песочная терапия
Развивает моторику, внимание, речевые навыки, раскрывает внутренний мир и потенциал ребенка.
Телесная терапия при аутизме
Метод психологической коррекции личности через работу с физикой тела.
Песочная арт-терапия
Занятия песочной арт-терапией способствуют достижению психологической гармонии.
Телесная терапия
Во время занятий ребенок учится лучше управлять своим телом, взаимодействовать с окружающей средой.
Гидромассаж для детей
Для эффективной реабилитации при самых различных заболеваниях рекомендуем записаться на гидромассаж для детей.
Сказкотерапия
Способствует воспитанию, развитию ребенка, а также коррекции поведения или внутренних конфликтов.