Возрастные нормы развития ребенка
Каждый ребенок уникален! Это должны помнить родители, прежде чем начать сравнивать успехи своего любимого дитя с достижениями соседских малышей.
Большую роль в становлении и раннем развитии маленького человечка играет наследственность, особенности внутриутробного периода, перенесенные заболевания и даже атмосфера в семье.
Молодым родителям (особенно мамочкам!) необходимо ежедневное подтверждение, что их кроха совершенно здоров и развивается правильно.
Существуют определенные возрастные нормы развития, которые помогают заботливым мамам и внимательным педиатрам контролировать процесс роста ребёнка и вовремя предотвратить серьёзные проблемы.
Первый месяц | Второй месяц | Третий месяц | Четвертый месяц | Пятый месяц | Шестой месяц | Седьмой месяц | Восьмой месяц | Девятый месяц | Десятый месяц | Одиннадцатый месяц | Двенадцатый месяц | К кому обратиться, если ребёнок отстаёт в развитии? | Как лечат задержку развития в НИИ "Дети Индиго"?
Первый месяц
Казалось бы, малыш только родился, однако, он уже владеет несколькими важнейшими рефлексами, которые со временем будут развиваться. Карапуз должен реагировать на прикосновение или голос взрослого: изменять мимику, прекращать плач, слегка поворачивать головку.
Если вложить палец в его крошечную ладошку – он должен сильно сжать ее, что скажет о хорошей моторике рук. В 1 месяц малыш уже умеет сосредотачивать взгляд на мамином лице, а также провожать глазами близко движущийся предмет. Лежа на животе, он будет слегка поднимать голову. На 2-3 неделе жизни у ребенка появятся слезы, а к концу четвертой недели он научится улыбаться.
Второй месяц
По нормам развития детей, в два месяца здоровый ребенок должен, лёжа на спине, поворачивать голову в разные стороны, в частности туда, откуда исходит звук. Он уже запомнил лицо мамы, поэтому улыбается в ответ на её улыбку. Двухмесячный малыш по-прежнему много кричит (ведь это пока его единственный способ общения с миром), но теперь его крик содержит различные эмоциональные оттенки: боль, обиду, требование.
Кроме того, карапуз пытается сам издавать звуки. Он пока не может держать игрушку в руках, но активно тянется за ней. Одно из главных умений по нормам в развитии ребенка этого возраста – лежа на животе, приподнимать голову и прогибать спинку. Вот почему опытные неонатологи рекомендуют с первых дней жизни чаще выкладывать младенца на живот (даже если ему это крайне не нравится).
Третий месяц
В три месяца малыш делает значительный прорыв, как в физиологическом (хороший привес и прирост), так и в психическом развитии. Ребенок много улыбается, умеет смеяться громко, взахлёб, произносит различные звуки (гулит). Эмоциями и различными движениями он реагирует на всё яркое и громкое, что попадает в его поле зрения. У него достаточно окрепли мышцы, чтобы уверенно держать голову в вертикальном положении.
Он умеет поднимать головку, лежа на животе, и удерживать ее в течение нескольких минут. Кроха в этом возрасте познает и свое тело: сжимает – разжимает кулачки, подносит ручки к лицу и разглядывает их, активно двигает ножками. Если у малыша отсутствуют эти навыки (особенно, если он не держит голову, не поднимает её из положения "лежа на животе", не реагирует на голоса родителей) – это веский повод для встречи с невропатологом!
Четвертый месяц
У 4-х месячных детей нормы развития связаны с двигательной активностью. Малыш уверенно лежит на животе, опираясь на руки. Важный навык: он тянется за игрушкой, водит по ней ручкой и захватывает в кулачок – присутствие этого навыка говорит о норме психического развития ребёнка. В этом возрасте кроха способен распознавать различные голоса и интонации и, соответственно, на них реагировать.
Он может прислушиваться к приятной музыке и нервничать, если звук ему не нравится. Ребёнок живо интересуется всем вокруг, что может увидеть и до чего способен дотянуться. Самое главное в этом возрасте – карапуз учится переворачиваться со спины на животик самостоятельно!
Пятый месяц
К 5-ти месяцам малыш делает большой прорыв в развитии, в норме для него: умение переворачиваться со спины на живот. Теперь он будет пробовать делать переворот в обратном направлении. А лёжа на животе, может вытягивать ручки и таким образом приподнимать верхнюю часть корпуса. Он хватает игрушку, причем из разных положений, и не просто хватает, а занимается с ней: пробует на вкус, познаёт цвета и форму, пытается извлечь звук, перекладывает игрушку из одной руки в другую.
Вообще руки для 5-ти месячного ребенка становятся главным объектом внимания, поэтому кроха часто их трогает, смотрит на них, удерживает двумя руками бутылочку. В этом возрасте малыш гулит нараспев, соединяя гласные и согласные звуки, ему интересно познавать свой язык, десны, тем более что к этому времени у многих начинают прорезываться зубки.
Шестой месяц
В 6 месяцев ребенку уже скучно просто лежать, он легко крутится с одного бока на другой, пытается встать на колени, ползает по-пластунски – так малыш активно познает мир, он пользуется этими навыками, чтобы дотянуться до интересующих его предметов.
Показательная норма развития детей этого возраста – захват игрушек двумя руками одновременно, причем ребенок может брать предметы, изучать их, бросать и снова подтягивать – это говорит о правильном формировании мышления. Он уже умеет показывать свое недовольство и интонацией, и движениями рук и ног. Еще одна важная возрастная норма развития – умение сидеть, пока еще с опорой в виде подушек либо заботливых рук родителей.
Седьмой месяц
Нормы развития семимесячных детей: умение отличать близких от посторонних людей; самостоятельно сидеть, опираясь на свои ручки; стучать руками по игрушкам или различным поверхностям, играть в ладушки; лепетать, отчетливо произнося слоги "ма", "па", "ба", "дай".
Ребенок в 7 месяцев особенно нуждается в близком контакте с мамой, он будет искать ее взгляд, пытаться различными способами его привлечь, живо откликаться на любые игровые действия мамы. Если 7-месячного малыша накрыть пеленкой с головой, он инстинктивно отбросит ее руками – значит развитие малыша идет по нормам.
Восьмой месяц
Не просто сидеть, но и самостоятельно садиться из положения лежа на спине; стоять на четвереньках и раскачиваться в разные стороны; стоять, держась за руки взрослого или устойчивую опору; брать двумя пальцами небольшие предметы; искать потерявшуюся игрушку – все это возрастные нормы развития восьмимесячного малыша.
Если говорить о психическом развитии, то в норме для этого возраста: активное лепетание для привлечения окружающих к диалогу; способность отвечать на своё имя; неосознанное произношение слов "мама", "папа"; понимание одобрительных и запрещающих интонаций и слов.
Девятый месяц
С каждым месяцем малыш становится всё более активным, тем более что он уже умеет хорошо сидеть и ползать. Он самостоятельно встает, держась за опору, и пробует делать первые шаги – это норма в развитии девятимесячного малыша. Бутылочка его интересует меньше, чем чашка и кружка – так он начинает проявлять свою независимость.
Ребёнок уже обзавелся двумя-тремя зубами и грызет все подряд. Он способен слушать и слушаться родителей, выполнять простые просьбы (например, поцеловать маму, помахать рукой на прощание). В этом возрасте рекомендуется давать крохе логические игрушки: кубики, пирамидки.
Десятый месяц
К этому возрасту уже выявлены любые нарушения норм развития, если они были, молодые родители могут успокоиться и получать удовольствие от общения с ребёнком. К тому же малыш радует маму и папу самостоятельным передвижением по квартире (правда, придерживаясь за вертикальные опоры руками) – это главный навык 10-месячного ребенка (все остальное он уже умеет делать давно и уверенно)!
Если говорить о нормах психического развития, то и здесь значительный прогресс: ребёнок осознанно произносит "мама" и "папа", может говорить дополнительные слова, а также пользуется своим младенческим "языком".
Одиннадцатый месяц
У 11-ти месячного ребёнка считается нормой хорошее развитие мелкой моторики: ребёнок может поднимать с пола и удерживать мелкий предмет между большим и указательным пальцами. Психическое развитие в норме, если малыш понимает любые интонации родителей, понимает слова "дай мне" и "нельзя".
Он активно обращается к маме и папе с помощью лепета, он может слушать музыку, сказки, понимать названия простых предметов и животных. Также ребенок продолжает осваивать самостоятельное передвижение.
Двенадцатый месяц
К концу первого года жизни при норме в развитии ребенок уже не просто хорошо ходит, он умеет вставать, приседать, садиться и снова вставать без поддержки взрослого. Малыш сразу же включается в беседу с родителями, когда они ее заводят, при этом способен переводить взгляд на лицо того, кто говорит в данный момент.
Он пробует засовывать пальцы в любые отверстия, перекладывает предметы с одного места на другое, вкладывает их друг в друга, самостоятельно пользуется ложкой, пробует рисовать. Кроха точно знает, как его зовут, откликается на своё имя и произносит не меньше пяти слов. Наличие всех этих навыков говорит о том, что малыш развивается по нормам.
Важно!
Нужно добавить, что эти нормы развития детей считаются условными. Малыш может расти по индивидуальному графику, опережая сверстников или чуть запаздывая.
Бить тревогу стоит, когда отклонения от возрастных норм развития становятся очевидными (к примеру, ребенок не держит голову в три месяца и не переворачивается на бок в полгода).
К кому обратиться, если ребёнок отстаёт в развитии?
В этом случае проконсультироваться с опытными педиатрами и невропатологами просто необходимо. Ведь до года можно избавиться от очень серьёзных проблем и даже патологий, вовремя начав лечение.Прямо сейчас выберите лучшего детского невролога и педиатра НИИ "Дети Индиго" и запишитесь на прием в ближайшем городе.
НЕ ТЕРЯЙТЕ ВРЕМЯ!
ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРИЕМ ПРЯМО СЕЙЧАС
Администратор подберет удобное время для визита в клинику или запишет на онлайн-консультацию
Диагностика задержки развития
Электроэнцефалография мозга
Позволяет оценить наличие патологий и степень нарушений в функционировании мозга.
Диагностика с Вызванными Потенциалами (ВП)
Позволяет определить наличие или отсутствие патологических изменений в глубоких нервных структурах.
Программа Р-300
Передовая технология диагностики и оценки зрелости ЦНС.
ЭЭГ-БОС-тренинг
Прогрессивная высокотехнологичная методика тренировки и коррекции функциональной активности мозга.
Нейросонография головного мозга
Исследование головного мозга новорожденного с помощью ультразвука.
Амплитудно-частотная диагностика (по Накатани)
Позволяет всесторонне оценить состояние здоровья ребенка в целом.
Ультразвуковая допплерография (УЗДГ)
Доплер сосудов проводят для оценки работы головного мозга и кровеносной системы.
Физиотерапевтическое лечение задержки развития
Томатис-терапия
Педагогическая программа для стимуляции развития мозга.
Транскраниальная магнитная стимуляция
Безболезненный, неинвазивный физиотерапевтический метод лечения различных заболеваний.
Биоакустическая коррекция головного мозга
Уникальный метод стимуляции головного мозга акустическим сигналом.
Баротерапия (гипербарическая оксигенотерапия)
Благотворно влияет на иммунитет, нервную систему и деятельность внутренних органов.
Рефлексотерапевтическое лечения задержки развития
Чрезкожная микротоковая рефлексотерапия
Эффективный метод лечения широкого круга заболеваний, в том числе, поражений ЦНС у детей.
Иглорефлексотерапия
Иглорефлексотерапия - безопасный метод лечения, значительно ускоряющий выздоровление, особенно при заболеваниях нервной системы.
Микротоковая поляризация мозга
Высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии.
Методики развития и коррекционные программы
Сенсорная интеграция
Занятия в сенсорной комнате устраняют напряжение, замкнутость, стимулируют интеллект.
Логопедический массаж
Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата и ликвидации речевых нарушений.
Иммерсионная терапия
Сухая иммерсия естественным образом улучшает гомеостаз организма!
Бобат-терапия с элементами Войта-терапии
Признанный вид терапии для пациентов с пороками развития мозга и другими заболеваниями ЦНС.
Войта-терапия
Активирует головной мозг, восстанавливает иннервацию, формирует правильные двигательные стереотипы.
Фармакопунктура для детей
Специальная техника введения препаратов по биологически-активным точкам.
Песочная терапия
Развивает моторику, внимание, речевые навыки, раскрывает внутренний мир и потенциал ребенка.
Песочная арт-терапия
Занятия песочной арт-терапией способствуют достижению психологической гармонии.
Телесная терапия
Во время занятий ребенок учится лучше управлять своим телом, взаимодействовать с окружающей средой.
Гидромассаж для детей
Для эффективной реабилитации при самых различных заболеваниях рекомендуем записаться на гидромассаж для детей.
Мозжечковая стимуляция на доске Бильгоу
Метод направлен на стимуляцию работы головного мозга и мозжечка.